Андрей * предлагает Вам запомнить сайт «Туризм и Отдых»
Вы хотите запомнить сайт «Туризм и Отдых»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Всё о туризме и отдыхе

Популярное
Золотая осень в музее-заповеднике Царское Село

Золотая осень в музее-заповеднике Царское Село

Музей-заповедник Царское Село находится в городе Пушкин и включает в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII—XIX веков, бывшую загородную царскую резиденцию, превращённую в музей после национализации в марте 1918 года. Современное название музей-заповедник получил в 1…

23 окт, 15:53
+19 1
Лучшие кадры с конкурса от National Geographic 2017

Лучшие кадры с конкурса от National Geographic 2017

До 17 ноября проходит конкурс от National Geographic. Победитель получил в награду 7500 долларов. Посмотрим лучшие снимки с конкурса. Странник. Песчаная буря в Национальном парке Алтын-Эмель, Казахстан. (Фото Alesya Osadchaya | 2017 National Geographic Nature Photographer…

4 ноя, 14:29
+16 2
Морозное утро в деревне

Морозное утро в деревне

Красота тихой деревенской глубинки. 1. 2. 3. 4. 5. …

2 ноя, 20:59
+15 2
Самые красивые пейзажи России

Самые красивые пейзажи России

Пятнадцать самых красивых пейзажей России! В этих фотографиях — долгая дорога на поезде, самолете или автомобиле; многие километры пешком с тяжелым рюкзаком и штативом. Эти снимки — труд фотографа и одновременно его удача. В них само величие и простор нашей бескрайней страны. Мы со…

15 ноя, 15:44
+15 4
Красота русского Севера в фотографиях «National Geographic Россия»

Красота русского Севера в фотографиях «National Geographic Россия»

01 . «Вечерний дворик в Великом Устюге». Автор: Андрей Кузин 02 . Озеро Сейдозеро. Была сильная магнитная буря, благодаря ей видно полярное сияние в это время года. А луна удачно подсвечивает осенний берег. Автор: Максим Летовальцев 03 . Белая ночь. Церковь Иоанна Злат…

28 окт, 18:15
+13 1

Поиск по блогу

Байкальское кольцо

развернуть

Как известно, дорог около Байкала немного. Это дикие и впечатляющие места, но в основном не для проезда на автомобилях. Мы же хотели проехать вокруг Байкала именно на машине. И если до Нового Уояна на севере и Улюнхана на юге подходят вполне себе проезжие грунтовки, то между ними уже можно сказать ничего и нет.

Вернее всё-таки есть. Старая дорога, которая была проложена еще во времена строительства БАМа в 1975 году. После окончания строительства потребность в ней отпала. Ёе еще пытались использовать какое-то время для нужд местного населения, но природа забирала своё. Постепенно дорога превратилась в направление и стала обрастать легендами… Вот здесь нам и предстояло пройти.

Байкальское кольцо

Итак, север Забайкалья, Баргузинский хребет, мощные горные реки, громадные камни и осенние краски непроходимой тайги. Заходить решено было с севера, через Братск. Лил дождь, но Братскую ГЭС мы всё-таки посмотрели. Высота 120 метров, впечатляет, но не как Саяно-Шушенская, конечно.

Байкальское кольцо

Сносная дорога идет до Усть-Кута. Именно здесь оканчиваются маршруты дальнобойщиков. Дальше – уже убитый грейдер. Усть-Кут, место впадения речки Кута в Лену. Здесь я впервые переехал одну из великих рек Сибири. Вообще, здешние поселки и их история – это отдельная тема.

Байкальское кольцо

Но нам нужно дальше. Продолжает идти ливень. Если так пойдет дело, мы не проедем и 10 км по зимнику. Вода поднимается от малейшего дождика и шансы проехать сводятся к нулю.
Вот так мы и мчали по грейдеру вперед, в облака.

Байкальское кольцо

По дороге заезжаем посмотреть на мост БАМа через Кунерму. После того как здесь пробили Байкальский тоннель, мост забросили. Вот так он и стоит, еще хорошо сохранившийся, не смотря на сейсмоактивность в 8-9 баллов. Умели строить.

Байкальское кольцо

А на утро мы уже были в начале зимника. Предстояло пройти самый сложный участок – реку Срамная. Камни, вода и еще раз камни.

Байкальское кольцо

История этой дороги такова. В середине 70-х годов стройка БАМа как раз проходила на севере Байкала. Зимой 1975 года ледовая дорога по озеру подвела, лед был недостаточно крепким. Решено было строить временную дорогу. Основная цель – перевезти массу грузов до перевалочной базы – Уояна. Оттуда они шли на будущую магистраль и каскады врезавшихся тогда тоннелей.

Тогда проектировщики предложили четыре варианта трассы автодороги Тазы-Уоян, но нужно было выбрать самый оптимальный и с наименьшими затратами. После тщательного обсуждения выбрали самый короткий, наиболее приемлемый вариант – Баргузинский. Эта автотрасса пролегла в горном, вечномерзлотном краю со сложным рельефом: серпантином подъемов, обходами крутобоких увалов и отрогов, многочисленными горными реками с обрывистыми берегами. В конце декабря там обычно начинают появляться наледи, изрядно потрепавшие нервы строителям-первопроходцам…

Мы ехали и не представляли себе как можно было за несколько месяцев в суровейших зимних условиях Забайкалья, среди гор и тайги проложить дорогу, по которой в дальнейшем проезжало по 70-80 грузовиков день?

Байкальское кольцо

Но время дает о себе знать. Реки здесь способны размыть что угодно.

Байкальское кольцо

Порой прижимы кое-где еще сохранились.

Байкальское кольцо

Где-то же приходилось буквально пробиваться. Сложно даже представить себе эту реку во время паводка, способную с легкостью вырывать такие деревья и ворочать камни в несколько тонн.

Байкальское кольцо

Порой неясно было, то ли русло вот оно рядом, то ли ты едешь прямо по нему.

Байкальское кольцо

Но вот вершина перевала. Тут Срамная уже совсем не срамная. Вокруг снежные шапки гор, прохладно, буйство красок.

Байкальское кольцо

Кое-где еще висят знаки. Знаки того самого зимника. Сюрреалистическое зрелище.

Байкальское кольцо

Мы в долине реки Светлая. Она действительно светлая – спокойная и прозрачная вода.

Байкальское кольцо

Снова брод. Ходим, смотрим, намечаем траекторию.

Байкальское кольцо

А потом проводка. Буквально по сантиметру. Не всегда с берега видно какой камень ждет на глубине.

Байкальское кольцо

Не на глубине местами тоже было хорошо. Объясняем как проходить, следующему экипажу уже легче.

Байкальское кольцо

И вот оперативный простор. С одной стороны каменные оползни, с другой горные склоны в лиственницах. Здесь мы встаем дневкой. Холодно, зато хариус вполне ловится. Вокруг на пару сотен километров ни души.

Байкальское кольцо

Ночью уже устойчивый минус, мы на высоте примерно в 1000 м. Осень в разгаре.

Байкальское кольцо

Иногда нам попадались серьезные мосты. Прямо в тайге. Без каких либо подъездов и съездов с них. Видимо их привезли сюда вертолетом, хотели укреплять дорогу, но в итоге они так и остались здесь навсегда.

Байкальское кольцо

Проезжаем крепкие, грубые домики из лиственницы – это зимовье. Охотникам и промысловикам где-то нужно пережидать непогоду и согреваться, вокруг никакого жилья нет.

Байкальское кольцо

Небольшие озера. Вполне вероятно, что зимой они промерзают до дна – здесь нередки морозы под -50.

Байкальское кольцо

А вот и единственный сохранившийся километровый столб. Именно из-за него дорогу и прозвали «110-й зимник».

Байкальское кольцо

Взбираемся на перевал, высота 1500 метров. Где-то впереди река Баргузин.

Байкальское кольцо
Байкальское кольцо

Баргузин сейчас неглубокий, с водой нам повезло. Но траекторию приходилось всё-таки выбирать.

Байкальское кольцо

Снова долина. Это уже заповедник. Медведи, изюбри, росомахи… говорят совсем непуганные здесь.

Байкальское кольцо

Ну а впереди уже недалеко была цивилизация. Встречаем последнее зимовье…

Байкальское кольцо

Проезжаем последний брод через Баргузин. Совсем не глубоко, но чувствуется напор. Здесь после долгих дождей машина просто всплывает и её сносит по течению…

Байкальское кольцо

… впереди была живописная Баргузинская долина…

Байкальское кольцо

… были буддийские храмы…

Байкальское кольцо

… был и Байкал. Но это уже совсем другая и всем известная история. Мне же Байкал запомнится этой дорогой, суровыми, глухими и потрясающе красивыми местами. Всё-таки у нас великая страна, жаль мы часто не понимаем этого.

Байкальское кольцо


Опубликовано 25.03.2017 в 19:20

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Вадим Вадимович
Вадим Вадимович 26 марта, в 20:23 Ребята конечно классно! Интересно, только вот про кольцо вокруг Байкала на машине не надо рассказывать, есть места где пешком то не пройдешь. Если только зимой по льду. Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Комментарии Facebook
Национальный парк Ленские столбы

Национальный парк Ленские столбы

22 ноя, 10:16
0 0
Ущелье Монт-Ребеи

Ущелье Монт-Ребеи

21 ноя, 22:26
0 0
Что канадцу хорошо, то русск…

Что канадцу хорошо, то русскому не понять

21 ноя, 20:46
0 0
Запомнить

Последние комментарии

Нафаня
Сергей Сухарев
Лариса Безпрозванная
Юрий Корольков
Тупая реклама тур. оп.,по большей части фантазии.
Юрий Корольков Где и как встретить Рождество и Новый год в Европе
Traveller
Сейчас обсуждаются
Любопытные факты о Канаде, которые известны не каждому

Любопытные факты о Канаде, которые известны не каждому

Чаще всего знания многих о Канаде ограничиваются лишь несколькими фактами: кленовый лист на флаге, всеобщая любовь к хоккею, жители говорят на английском и

14 ноя, 19:45
+8 1
25 лучших достопримечательностей мира

25 лучших достопримечательностей мира

Эксперты крупнейшего в мире сайта для путешественников TripAdvisor составили рейтинг из 25 культурных объектов, которые были наиболее высоко оценены тур

10 ноя, 16:03
+9 4
Где и как встретить Рождество и Новый год в Европе

Где и как встретить Рождество и Новый год в Европе

Рождество Христово – один из самых красивых праздников в Европе. В отличие от Нового года, его отмечают с размахом и готовятся к нему заранее. КОГДА ЕХА

15 ноя, 15:35
+3 2
Названы лучшие города для путешествий в 2018 году

Названы лучшие города для путешествий в 2018 году

Возглавила десятку самых привлекательных точек испанская Севилья. Эксперты издания Lonely Planet назвали ТОП-10 городов для путешествий в 2018 году. Н

17 ноя, 10:32
0 3
Умопомрачительные пейзажи мира

Умопомрачительные пейзажи мира

Пейзажи — это виды первозданной, или преображённой человеком природы. И все пейзажи мира уникальны. Посмотрим на некоторые. Пляж в Ченнае, 27 окт

16 ноя, 16:04
+3 1