Эль-Тахин (El Tajin)

Колыбель древнейших цивилизаций, страна непостижимых тайн, государство, подарившее миру едва ли не первых математиков и астрономов, родина ацтеков, майя и других славных племен – это все она, Мексика, великая и прекрасная.

Здесь с каждой пядью земли связана глубокая, убеленная сединой, история, а новые раскопки влекут за собой шлейф увлекательных сюжетов и необъяснимых загадок. Так и с Эль-Тахином – древним удивительным городом, случайно обнаруженным археологами под толщей земли среди дремучих джунглей.

Эль-Тахин был воздвигнут тотанаками в I веке н.э., в переводе на русский название звучит как «город грома». Это был значимый административный центр с населением в 50 тысяч человек и полутора сотнями зданий, из которых на сегодня удалось извлечь не больше пятидесяти. Древнейшие храмы, пирамиды и дворцы Эль-Тахина – словно мощный магнит, который влечет в эти места исследователей, путешественников и всех любителей архаики.

Кликабельно 12000 рх

До конца восемнадцатого века европейцы и не подозревали о его существовании. Лишь в 1875 году случайно обнаружили пирамиду Ниш. Город, затерянный в джунглях и погребенный под слоем земли, не спешит расставаться со своими секретами.

В 1992 году за свою историческую важность и необычную архитектуру город удостоился звания Объекта Мирового Наследия. Наиболее важным отличием этой архитектуры является использование декоративных ниш и цементных элементов нестандартной формы.

С семидесятых годов двадцатого века среди туристов город Эль-Тахин является самым популярным археологическим объектом во всем Веракрусе. Каждый год в марте здесь проходит фестиваль Камбре-Тахин, во время которого можно окунуться в древнейшую культуру тотонаков – индейского народа, населяющего эту территорию.

В центре города находится дворцово-храмовый комплекс, большинство строений которого возведено в период с 600 по 900 г. н.э.

Пирамида Эль-Тахин или пирамида Ниш посвящена верховному богу-громовержцу Тахину – покровителю дождя. От нее город и получил свое название, которое переводится как «Место грома» или «Город грома».

Семиярусная конструкция, высота которой достигает 25 м, украшена 364-мя глубокими нишами, идущими вдоль уступов, что выделяет пирамиду на фоне других строений доколумбовой Америки и является основой для ее другого названия – «Пирамида Ниш». Пирамида Ниш является самой известной достопримечательностью города.

A24-708839

Пирамида Ниш является главной постройкой и церемониальным центром культуры тотонаков. На ее вершине располагалась традиционная площадка для жертвоприношений. В основании пирамиды – квадрат со стороной 35 метров. Все семь ярусов пирамиды имеют квадратные ниши, выкрашенные изнутри в красный цвет и украшенные рельефами, изображающими змей. Таких ниш – 365. Поэтому, возможно, пирамида символизировала календарь.

На восточном склоне сделана лестница, украшенная мозаикой и насчитывающая 364 ступени плюс одна, представляющая собой вершину, т.е. 365 ступенек – столько же, сколько и дней в году.

Пирамида с нишами считается шедевром древней мексиканской и американской архитектуры.

В самой высокой части города находится Колонное здание. У основания здания видны остатки колонн, диаметром 1,2 м. Колонны украшены барельефами, изображающими жрецов и воинов. Ряд барельефов изображает человеческие жертвоприношения и иероглифы, повествующие о правителе города.

Археологи нашли и уникальный предмет, не встречающийся больше нигде в Америке – изображение смеющегося лица человека.

Особого внимания заслуживает и крыша здания – она покрыта плитами из цемента, материала, неизвестного в те времена.

Процветавший в 600-1200 гг. н.э., город был разрушен в начале XIII в. Пожар, как предполагают ученые, заставил жителей города покинуть его. Зеленые тропические леса надежно скрыли его на долгие годы.

Сейчас «Пирамида Ниш» в Эль-Тахине, как и другие археологические памятники города, находится под угрозой исчезновения. Из-за высокого уровня кислотности воздуха и кислотных дождей резной камень в барельефах быстро разрушается, и, если ничего не изменится, уже через 15-20 лет «Город грома» можно будет увидеть только на фотографиях и мексиканских почтовых марках.

В 1992 году Эль-Тахин был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Городу Грома удалось простоять 15 веков, и на протяжении этого времени Эль-Тахин много чего повидал: и сказочный расцвет, который выпал на IX-XIII столетия, и опустошительные вражеские атаки, и захват испанскими конкистадорами, который пришелся на XVI век и ознаменовал окончательное разрушение легендарного града.

Из древних сооружений, извлеченных на свет усилиями археологов, более других привлекают внимание пирамидальные строения – храмы, возносящиеся к небесам многочисленными террасами. Самая известная – Пирамида ниш (Pyramid of the Niches), состоящая из 7 ярусов и 365 квадратных ниш, вырезанных в каменных глыбах, из которых она состоит.

Случайно ли совпадение числа углублений в стенах пирамиды с количеством дней в году? Имея даже поверхностное представление о многогранных талантах древнейших племен, населявших эти места, можно предположить, что здесь нет места случайности – возможно, знаменитое строение служило прообразом современного календаря.

Сейчас старинное здание выглядит однотонным – время оказалось беспощадно к краскам, но раньше Пирамиду покрывала разноцветная штукатурка, а ниши были выкрашены в алый цвет. Зато и сегодня каждое углубление украшает рельефное изображение змеи.

Стороны квадрата, служащего самым нижним ярусом, составляют 35 метров, высота строения – 18 метров. По восточной стене к самой вершине – туда, где находится площадка, традиционно выполнявшая роль алтаря для жертвоприношений, – устремляется лестница, искусно декорированная элементами мозаики.

Пирамида с нишами – самое знаменитое, но не единственное легендарное сооружение Эль-Тахина. В самой высокой точке города можно увидеть Колонное здание с украшенными орнаментом нишами, покрытой цементными плитами крышей и остатками мощных колонн. Помимо выдающихся зданий, взглядам путешественников предстают и площадки для спортивных состязаний, и скульптурные композиции, и предметы быта и культа.

Индейцы Эль-Тахина были большими поклонниками ритуальной игры в мяч. Подобно римским гладиаторам, участники игры боролись за жизнь, чтобы не оказаться принесёнными в жертву. В Эль-Тахине обнаружено 18 стадионов, на стенах которых высечены барельефы, изображающие игру. Искусство в Эль-Тахине достигло столь высокого уровня, что скульптуры индейцев веракрус не уступают каменным рельефам цивилизации майя. В ходе археологических раскопок в городе найдены загадочные предметы, связанные с культовыми обрядами — «ярмо», или «хомут» и «пальмы», или «свечи». «Ярмо» — это подковообразный камень весом до 30 кг, похожий по форме на хомут, в который запрягают лошадей, но декорированный рельефом.

Этот каменный пояс игрок закреплял на талии, а «пальмой» отбивал каучуковый мяч. «Пальмы» выполнены в виде трёхгранных призм, представляющих собой стилизованные образы животных или людей. Согласно одной из версий, «ярмо» использовалось для того, чтобы сжимать шею приносимого в жертву игрока. За проигрыш команды капитан расплачивался своей кровью. С кровавыми обрядами индейцев Эль-Тахина контрастирует один любопытный предмет — изображение смеющегося человека. В других культурах Месоамерики ничего подобного не встречается.

Большая часть территории Эль-Тахина не раскопана, но резной камень в его рельефах стремительно разрушается под влиянием кислотных дождей. Если уровень кислотности воздуха не изменится, то через 10-20 лет творения индейцев веракрус можно будет увидеть только на картинках или на марках. В 2009 году в Мексике была выпущена серия коллекционных почтовых марок с изображением археологической зоны Эль-Тахин.

 

Источник ➝

Как Лондон избавился от личных автомобилей – и погряз в пробках

Лондон – один из немногих крупных городов, которые победили личные автомобили в центре. Население британской столицы сопоставимо с населением Москвы, только ездить на машине в центр города могут себе позволить единицы. Во-первых, въезд в центр платный, во-вторых, даже если вы заплатите за въезд, придется ещё заплатить за очень дорогую парковку.

Казалось бы, Лондон достиг урбанистического счастья: все ездят на общественном транспорте, такси или велосипедах! Но нет. Вчера в The Guardian вышла замечательная статья "Как Лондон избавился от личных автомобилей – и стал более загруженным, чем когда-либо".

Если коротко, то заторов меньше не стало!

Город как стоял в пробках, так и стоит.



На этом месте активисты "Синих ведёрок" могут возбудиться! Но не спешите радоваться. Проблема оказалась куда интереснее.

Новый враг появился, откуда не ждали – это сервисы доставки и "Убер"! Да, сегодня крупные города сталкиваются с новой проблемой. С каждым годом появляется всё больше сервисов, которые должны сделать нашу жизнь проще. И жизнь действительно становится проще!

Вот я житель Москвы. Я могу заказать себе домой еду из любого ближайшего ресторана, и её привезут минут за 30! Я могу заказать продукты из магазина – больше не надо тратить время в очередях на кассах! Нужна вода в офис или бумага? Одежда? Новый гаджет? Всё привезут. В Москве работает 5 крупных агрегаторов такси, машины приезжают за несколько минут, так что если лень в плохую погоду идти 500 метров, можно прокатиться за соточку. Нужна машина? Весь город буквально завален каршерингом! И всюду конкуренция, компании готовы работать себе в убыток, лишь бы нарастить базу клиентов.

Но у всей этой истории есть и обратная сторона. За комфорт приходится платить. Простота и доступность провоцирует рост потребления. Ещё вчера ты бы прошёл от станции метро до дома километр, а сегодня вызываешь "Убер". Ещё вчера ты бы сам приготовил себе что-нибудь, а сегодня берёшь смартфон и гонишь к себе курьера.

И что-то мне подсказывает, что дальше будет только хуже. Технологии начинают очень быстро менять города, а города к этому не готовы. Экономика должна расти, потребление должно расти, мы все должны создавать добавленную стоимость.

А случае с Лондоном, конечно, даже речи не идёт об ослаблении давления на личный транспорт. Думаю, он как раз первым падёт в борьбе за место в тесном старом городе.



И здесь хорошо видна разница между нашими городами и Европой. Если у нас расширяют дороги, строят эстакады под окнами и пытаются выкроить ещё несколько метров, чтобы сделать ещё одну полосу движения, то в Лондоне, несмотря на пробки, продолжают закрывать улицы для машин, ликвидировать парковочные места и строить велодорожки. Потому что ножками и на велосипеде – модно, стильно и экологично.

https://varlamov.ru/3789235.ht...

 

Ученые бьют тревогу: исчезновение насекомых приведет к коллапсу

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх